http://www.exitfromcrisis.ru/
В Лондоне открывается саммит стран "большой двадцатки", на котором главной темой обещает стать борьба с экономическим кризисом. Однако, по всей видимости, решающую роль на мировом антикризисном совещании будет играть страна, которая этот кризис миру и подарила. Развивающимся государствам право голоса в глобальной экономике могут так и не дать, а Россия не стала отстаивать свои реформаторские предложения из благих соображений – чтобы не потерять лицо в случае отказа, который, по мнению экспертов, наиболее вероятен. О том, почему саммит "большой двадцатки" рискует загнать болезнь кризиса вовнутрь и какую тактику избирает Россия, в интервью Накануне.RU рассказал известный политолог, замдиректора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов.
Вопрос: Все чаще можно услышать мнение, что присутствие целого ряда государств на саммите "большой двадцатки" будет не более, чем формальностью, а по сути это будет саммит стран Запада. Насколько с этим можно согласиться, или, напротив, монополия на власть стран "большой семерки", действительно, пошатнулась?
Александр Шатилов: Если речь идет об экономическом могуществе и экономическом потенциале, то страны Запада сохраняют лидирующие позиции и при наличии определенного диссонанса в преодолении кризиса, тем не менее, в общем и в целом им в большей степени удастся договориться между собой, нежели России, Китаю, Бразилии и другим, относящимся к числу развивающихся и незападных стран. И вряд ли им удастся найти общий язык с Западом, особенно по таким вопросам, как введение альтернативной мировой резервной валюты.
Здесь, конечно, "первую скрипку" на саммите "большой двадцатки" будут играть страны Запада, в первую очередь, США, которые понесли существенный имиджевый урон от глобального финансового кризиса, поскольку продемонстрировали неэффективность в условиях монополярности, неэффективность поддержания мировой экономической и политической стабильности. В этой ситуации, конечно, США каким-то образом придется доказывать свою состоятельность, и свои лидирующие позиции США вряд ли сдадут.
Справка: По итогам прошедшего в ноябре прошло года саммита "двадцатки" в Вашингтоне его окрестили историческим. Несколько десятилетий семь промышленно развитых государств управляли мировой экономикой. Но сегодня такие развивающиеся страны, как Бразилия, Китай, Индия и Индонезия, требуют права голоса. Эти страны обладают резервом капитала, необходимым для преодоления кризиса, омтечают экономисты.
Вопрос: Какое место на саммите будет у России, с учетом того, что она не стала отстаивать предлагавшиеся идеи по изменению мировой финансовой архитектуры? И с чем это связано? Не связано ли это с тем, что президент РФ Дмитрий Медведев опасается "потерять лицо" в случае отказа от предложений нашей страны, что, по всей видимости, и произошло бы?
Александр Шатилов: Я думаю, что Россия, несмотря на глобальные "пробросы" перед саммитом "большой двадцатки", все-таки не станет жестко "педалировать" свою позицию, скорее всего, она ее обозначит, может быть, постарается выступить от лица стран третьего мира, обозначив себя в качестве лидера общественного мнения незападных стран. Но Россия не будет пытаться изменить кардинальным образом повестку дня "большой двадцатки" – во многом потому, что российское руководство понимает, что все равно ее мнение будет проигнорировано ведущими западными странами и здесь нет смысла "подставляться". Потому что, если Россия выступит с какой-то глобальной инициативой и ее с ходу отвергнут, то будет нанесен имиджевый ущерб стране.
Поэтому, я думаю, что российское руководство предпочтет тактику выжидания паузы, попытается присмотреться к ситуации и проанализировать, может быть, противоречия между западными игроками и в последствии на них поиграть. Вряд ли Россия будет претендовать на существенный статус на этом саммите.
Вопрос: В итоге, какой можно назвать роль России в преодолении мирового кризиса, может быть, нам это уже и не надо – справится бы со своим, внутри страны?
Александр Шатилов: Глобальный финансовый кризис – это не только существенные потери для экономики, но это на самом деле и время возможностей. Для России – это возможность заявить о себе как об альтернативном центре силе, возможность для того, чтобы найти новые нестандартные пути выхода из кризиса, может быть, предоставить рекомендации своим менее сильным соседям. Россия будет самостоятельно заниматься кризисом, но, как мне видится, также она будет, используя сложившуюся конъюнктуру (а кризис гораздо более остро сейчас бьет по менее сильным экономикам стран СНГ) попытается выступить в качестве региональной державы, регионального лидера и во многом активизирует свою политику на постсоветском пространстве по консолидации стран СНГ вокруг себя.
Вопрос: Каких итогов можно ждать от встречи президента РФ Дмитрия Медведева и президента США Барака Обамы?
Александр Шатилов: Здесь, скорее всего, стороны обозначат некие позиции, и США будут развивать тему сокращения ядерных арсеналов. России, конечно, важно не попасть в ловушку компромисса. У предложения американцев есть "двойное дно", потому что в случае кардинального сокращения ядерных вооружений у России остается на руках устаревающее оружие, которое необходимо поддерживать и чем его становится меньше, тем меньше шансов у нас на ответ в гипотетической ядерной войне. Во-вторых, в этом случае США, и так имеющие колоссальный перевес в обычных вооружениях, становятся еще сильнее. А, в-третьих, нужно помнить, в ходе переговоров по ядерному оружию учитываются ядерные арсеналы только двух стран – США и РФ, в то время как ряд стран-членов НАТО также являются обладателями ядерного оружия, а они под сокращение не попадают.
Также в ходе встречи президентов, видимо, пройдут неформальные консультации по Афганистану, по ситуации на постсоветском пространстве. Вряд ли какие-то публичные договоренности будут озвучены, скорее всего, это будет встреча "ознакомительного" плана.
Вопрос: Вы уже отметили возможность невыгодных для России компромиссов. Не считаете ли Вы, что Кремль пойдет на уступки в каких-то экономических или других политических вопросах в угоду провозглашенной "перезагрузке" отношений?
Александр Шатилов: Я думаю, что в экономике на какие-то существенные уступки Россия не пойдет, разве что, в какой-то мере может быть либерализован режим для иностранных инвестиций относительно их прихода в стратегически важные отрасли, но это тоже будет очень аккуратно сделано.
Что касается уступок в энергетической сфере, то этого ждать не приходится, да и США здесь в меньшей степени заинтересованы в обсуждении энергетических вопросов, нежели страны Европы. Экономическая составляющая будет в этом случае периферийна.
Вопрос: Получат ли право голоса в мировой экономике такие развивающиеся страны, как Бразилия, Индия или Китай по итогам саммита?
Александр Шатилов: Судя по достаточно болезненной реакции США на такого рода предложения, можно говорить о том, что Запад все-таки предпочтет единство рядов и вряд ли повысит статус развивающихся стран, вряд ли даст им такую возможность для создания глобальной экономической альтернативы. Возможно, это в какой-то степени загонит болезнь вовнутрь, потому что ясно, что Запад и, прежде всего, США перенапрягаются на современном этапе, но, тем не менее, стремление к сохранению экономической монополярности является доминирующим. Уступок, по крайней мере, в ходе ближайшего саммита, не будет.
Вопрос: В таком случае, к чему придет предстоящий саммит – вновь будет поддержана англосаксонская модель капитализма или, может быть, сторонникам жесткого международного контроля финансовых рынков удастся отстоять свою точку зрения?
Александр Шатилов: Скорее всего, англосаксы сохранят свое приоритетное положение, потому что их не устраивает международное расширение пула ведущих участников глобальных экономических процессов. Саммит "большой двадцатки" не даст карт-бланша на подключение альтернативных стран для придания миру мультиполярности.
Справка: Группа двадцати (Group of Twenty Finance Ministers and Central Bank Governors) — формат международных совещаний, представляющих 20 экономик: 19 крупнейших национальных экономик и Европейский союз (ЕС). В совокупности, G20 представляет 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две третьих населения мира. Он является форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. "Двадцатка" была создана в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений.