http://www.exitfromcrisis.ru/
16.03.2009, 14:39:51 | Версия для печати | PDA/КПК |
Кремль подготовил план реформирования мировой экономики
Российские власти основательно подготовились к апрельскому саммиту "Большой двадцатки" (G20) в Лондоне, за две недели до него представив свою программу реформирования мировой финансовой системы. Вынеся ее на всеобщее обсуждение, Кремль как бы раскрыл карты, показав, что готов добиваться реализации собственных планов в открытую. К тому же теперь, если реформа мировой финансовой системы провалится, Россия с полным правом будет говорить, что она в этом не виновата.
В частности, о реформировании мировой финансовой системы за время своего президентства довольно много говорил Дмитрий Медведев. Его риторика была, в основном, антиамериканской: президент называл доллар "международной проблемой", а сами США упрекал в "подставе" на мировом финансовом рынке. Кроме того, в июне президент отмечал, что реальные возможности США не соответствуют той позиции, которую эта страна занимает в мировой экономике.
Дмитрию Медведеву вторил и премьер-министр Владимир Путин. По его мнению, высказанному в октябре 2008 года, американские чиновники оказались не способны принять адекватные решения для борьбы с кризисом. "Это уже не безответственность конкретных лиц, а безответственность системы, которая претендовала, как известно, на лидерство", - заключил тогда Владимир Путин.
В новой программе Кремля антиамериканские идеи чиновников также отразились. Выражены они одной из главных тем всего документа: необходимостью децентрализации мировой финансовой системы.
На обсуждение на саммите "Большой двадцатки" Россия вынесла восемь основных тезисов, предваренных введением и перечислением направлений, по которым необходимо реформировать мировую финансовую систему прежде всего.
Во введении Россия предлагает отказаться от стандартных подходов решения проблем и требует от стран, входящих в "Большую двадцатку", решительных действий. В частности, российские чиновники предлагают после апрельского саммита созвать международную конференцию, которая бы продолжила дело, начатое на заседаниях руководителей стран G20. Где Россия хотела бы провести такую конференцию, в программе не указано, хотя, скорее всего, российские чиновники будут настаивать на Москве или Санкт-Петербурге: проведение подобной конференции в России могло бы значительно повысить статус страны в мировом сообществе.
Среди направлений реформирования мировой системы, которые Россия считает основными, в документе отмечается повышение легитимности международных институтов (в первую очередь, МВФ и Всемирного банка), создание системы резервных валют и финансовых центров, формирование новой системы управления рынками и создание системы стимулов для рационального поведения инвесторов на финансовых рынках. Последнее направление выглядит особенно непонятным: в рыночной экономике единственным критерием для "рационального поведения инвестора" является выгода, которую он может получить.
Первый же тезис России наверняка вызовет большие споры и вряд ли будет принят в том виде, в котором его предлагает Кремль. По данным отечественных чиновников, в первую очередь необходимо разработать международные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики. Насколько подобные договоры являются условными, видно хотя бы из выполнения Маастрихтских соглашений в ЕС в условиях кризиса.
Дмитрий Медведев на саммите G20 в ноябре 2008 года. Фото (c)AFP |
Вторым тезисом Кремля является стимулирование внутреннего спроса в период кризиса и снижение влияния финансовых институтов на ход экономического цикла. В этом же пункте Россия предлагает регуляторам крупных экономик ограничить "короткие продажи" и маржинальные сделки на биржах. Это уже было предпринято внутри России и в некоторых других странах мира в начале кризиса на фондовых рынках в 2008 году.
Третий тезис – один из самых интересных. В нем Кремль предлагает разработать международное соглашение, определяющее стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе во всем мире. Такому соглашению уже придумали название - Standard Universal Regulatory Framework (SURF). Оно, по мнению авторов документа, позволит избежать ситуации, когда из-за недостаточного регулирования в одной стране страдают другие (так произошло в ходе текущего кризиса, вызванного, в основном, обвалом ипотечного рынка в США).
Четвертый тезис еще интереснее – в нем Россия проводит свою заветную мысль о формировании цен в нескольких валютах, а не только в долларах и евро. По мысли авторов проекта, у мировой системы есть два пути: либо расширить перечень резервных валют и стимулировать создание региональных финансовых центров, либо создать новую наднациональную резервную валюту, которую будут выпускать глобальные финансовые институты.
Все по сюжету |
Апрельский саммит G20
|
Создание же мировой "супервалюты" – идея не только российская. Еще в феврале президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что необходимо ввести в оборот наднациональную валюту, которая необходима для достижения "акментализма": "мирового саморастущего богатства, основанного на бездефектной мировой валюте".
Столь кардинальное изменение мировой финансовой системы приведет и к изменению Международного валютного фонда – это пятый тезис России. Шестой тезис заключается в наращивании помощи бедным и развивающимся странам, а седьмой – в повышении финансовой грамотности населения.
Эти тезисы заслуживают лишь упоминания вскользь, потому что они не представляют собой ничего радикально нового и слишком уж интересного. Таким же малоинтересным оказался и последний: развитие энергоэффективности. В этом тезисе указывается, в частности, что необходимо добиться доверия между производителями, потребителями и транзитерами энергоресурсов. Эти слова хорошо выглядят только в теории: как Россия умеет договариваться с транзитерами газа, весь мир узнал в январе 2009 года, когда около 20 стран Европы по вине России и Украины остались без российского газа.
В целом предложения России являются смесью из прописных истин, хороших в теории, и действительно новых тезисов, которые отражают позицию не только России, но и многих развивающихся стран. В этом смысле "застолбить" за собой место представителя интересов других государств особенно важно: ведь если дело действительно дойдет до формирования многих резервных валют и региональных финансовых центров, Россия должна будет во что бы то ни стало получить свою сферу влияния. Учитывая, что в Азии есть Китай и Япония, а на Западе – Евросоюз, скорее всего, Россия рассчитывает все на те же бывшие советские республики.