Страница 11 из 16:
← предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
итики, доходы,
полученные от завышенных цен на нефть, рассматривались этими лицами как
гарантия на "черный день", гарантия, размеры которой только росли в
случае продолжения политики дальнейшего откладывания каких-либо конкретных
действий.
А в экономической сфере руководство США продолжало
политику государственного стимулирования экономики, практически ту же самую
политику, за которую в свое время подвергался жесточайшей критике со стороны
американского истеблишмента председатель Банка России Виктор Геращенко в
1993-1994 годах, когда он спасал российское производство от российских
либерал-реформаторов и их американских советников.
Как следствие всех этих процессов, с конца весны 2002
года США стали активно готовиться к войнам в Персидском заливе. Речь шла именно
о войнах, во множественном числе, потому что достижение той стратегической
цели, которая, собственно, и была причиной такой подготовки, то есть
радикального снижения мировых цен на нефть, в принципе возможно было только в
случае контроля США над всеми странами Персидского залива. При этом в США не
особенно скрывали, что следом за Ираком жертвой агрессии будет Саудовская
Аравия. Летом прошлого года были организованы "утечки" информации о
соответствующих разработках в элитных мозговых центрах, в частности в
"РЭНД корпорейшн", и о последовавших аналитических семинарах на эту
тему в Пентагоне. Саудовская Аравия объявлялась чуть ли не главным врагом США:
активно муссировалась тема о том, что подавляющее большинство организаторов
теракта имело гражданство этой страны. Причем обвинения, предъявленные
Саудовской Аравии, были чрезвычайно серьезными с точки зрения той системы
ценностей, которая распространена в США. Страна, которая не допускает
демократических реформ на своей территории, страна, в которой процветает
недемократический монархический режим, исповедующий ислам ваххабитского толка:
это только часть обвинений, предъявленных в этот период в открытой американской
прессе.
Достижение такого результата (контроль над нефтью Ирака
и Саудовской Аравии и прямое военное присутствие США в этих странах) в полном
масштабе могло бы существенно ограничить амбиции Ирана и оставшихся стран ОПЕК
(в первую очередь Венесуэлы) и обеспечить необходимое для США снижение цен на
нефть. На всякий случай США вновь усилили давление на Венесуэлу путем
финансирования активности оппозиции президенту У. Чавесу в ее попытках
организовать референдум по досрочным президентским выборам в этой стране.
Но экономические проблемы в США продолжались, причем
принимали самые разнообразные формы. Многократно описанные выше объективные
потребности высших менеджеров крупных компаний к демонстрации крупных
финансовых успехов привели к огромному росту "приписок", которые
стали, наконец, выходить "на поверхность". Более подробно эти события
описаны в других разделах нашей книги, однако момент, когда начались эти скандалы,
оказался очень своевременным с точки зрения реакции иностранных инвесторов.
Доверие потребителей и инвесторов к отчетности американских компаний было
серьезно подорвано, что еще более увеличило отток иностранного капитала и, как
следствие, устойчивость американской финансовой системы.
С началом III квартала 2002 года стали появляться
полугодовые финансовые отчеты компаний, акции которых входят в индексы Dow
Jones и S&P-500. Результаты экономической деятельности, как и следовало
ожидать, оказались неутешительными, и фондовые индексы поползли вниз, достигнув
минимумов за несколько лет. Поскольку никаких принципиальных; шагов для
исправления ситуации придумать было невозможно (с учетом ситуации в окружении
Буша-младшего), оставалось только увеличить объем государственной поддержки.
Забегая несколько вперед, можно констатировать, что дефицит государственного
бюджета США в новом (с I октября
2002
г.) финансовом году составляет уже около 50 миллиардов
долларов в месяц, из чего можно сделать вывод о масштабах этой господдержки.
Но тогда локально это несколько исправило ситуацию -
фондовый рынок стал выправляться. Что, впрочем, не помешало ему вновь начать
падать, уже по итогам III квартала. Но к этому моменту стало понятно, что тот
стратегический план, который неукоснительно исполнялся государственной машиной
США, не может быть реализован в сколько-нибудь полном варианте, поскольку
серьезный сбой дала та логика, которая была положена в его обоснование.
Такую ситуацию, конечно, можно было бы ожидать. Трудно
себе представить, что страны, которые рисковали стать очередной жертвой США,
готовы были бы сдаться без сопротивления. Причем не просто страны, а страны
мусульманские, сама идеология которых требует максимальной экспансии, в мировых
масштабах. Они напряженно искали выход из сложившейся ситуации, и, разумеется,
нашли. Многочисленные мировые террористические организации (большая часть
которых была создана на деньги ЦРУ и пронизана соответствующей агентурой) стали
все чаще и чаще угрожать нефтяной инфраструктуре не только в Персидском заливе,
но и по всему миру. А в Аравийском море был взорван французский супертанкер. И
хотя катастрофы удалось избежать - танкер остался на плаву, и даже утечки нефти
не произошло, выводы из этой ситуации были сделаны однозначные - даже в том
случае, если предположить, что США триумфально пройдут по всем странам
Персидского залива, снизить цену на нефть слишком сильно не удастся. Стоимость
охраны нефтяной инфраструктуры и конвоирования нефтеналивных судов будет слишком
велика. Очередной стратегический план обернулся "пустышкой".
Немного нарушив историческую последовательность
событий, отметим, что по итогам войны в Ираке цены на нефть не опустились даже
на уровень весны 2002 года (порядка 22 долларов за баррель), оставшись на
уровне 27-32 доллара.
УГРОЗА ДЕФЛЯЦИИ
В этот момент экономика США столкнулась с еще одной
серьезной проблемой - угрозой дефляции. Снижение цен делало абсолютно
бессмысленным инвестиции во внутреннее производство - поскольку общие доходы корпораций
все время падали. И Федеральная резервная система США озаботилась этой
ситуацией. А. Гринспен и Б. Бернанке, председатель и член совета директоров
ФРС, всерьез начали говорить о резком увеличении денежного предложения путем
выкупа облигаций федерального казначейства США. Бернанке даже упомянул
"виртуальный печатный станок", объясняя, что общее количество денег в
американской экономике (в части их увеличения) находится под полным контролем
ФРС. Однако ситуация на самом деле значительно более сложная.
Дефляция - это не причина, а следствие. Следствие
уменьшения внутреннего спроса. Американская экономика - это экономика спроса,
потребительский спрос формирует более 2/3 ВВП США. При этом для его
поддержания, которое уже давно стало не только экономическим, но и политическим
фактором, американские власти и корпорации всячески стимулируют расходы
населения, ведь уже который год норма накопления в США находится вблизи нуля -
американцы регулярно тратят больше, чем получают, увеличивая свои долги. Как уже
говорилось, в подобной ситуации наращивать мощности и производство бессмысленно
- основной упор надо делать на мероприятия по стимулированию сбыта и рекламу.
Классический пример - автомобильная промышленность. В ней, хотя и происходит
обновление модельного ряда (то есть инвестиции вкладываются), все равно
приходится снижать цены ниже себестоимости и проводить мощные рекламные
компании. А если взять какую-нибудь другую продукцию (типа зубной пасты), то
там ничего не вкладывается, только в рекламу "как бы новых"
продуктов. Российские телезрители хорошо это знают.
Но падение спроса в условиях, когда доходы не
снижаются, является в том числе и отражением структурного кризиса, то есть
структура экономики и структура конечного спроса не совпадают. Мы уже много об
этом писали в этой книге, однако до сих пор такое несоответствие проявлялось
только в отдельных аспектах (например, в снижении спроса на продукцию
"новой" экономики). Осенью 2002 года это несоответствие впрямую
проявилось в очень крупных масштабах и коснулось более широкого спектра
отраслей. А поскольку изменения структуры экономики страны - это не тот
масштаб, который может осилить отдельный предприниматель, то бессмысленность
инвестирования становится еще более очевидной. Проблема только в том, что
государство, которое должно было бы все свои усилия направить на изменение
структуры экономики (так, например, как это было сделано в начале 70-х годов
прошлого века, в период нефтяного кризиса), наоборот, пытается законсервировать
ситуацию, из чисто политических соображений, сохраняя status quo.
Сделаем здесь еще одно отступление. В последние месяцы
пресса разных стран любит сравнивать ситуацию в Европе и США, причем в пользу
последних. Основанием для таких выводов являются некоторые макропараметры
(уровень инфляции, безработицы и некоторые другие). А выводы из этих сравнений
делаются очень простые: поскольку ситуация в Европе хуже, то и валюта
европейская должна быть слабее американской, то есть падение доллара
относительно евро вот-вот сменится на рост. Мы не будем сейчас обсуждать, кто
из авторов этих рассуждений искренне заблуждается, а кто - регулярно
финансируется Вашингтоном. Но читателю нашей книги должно быть понятно: в
Европе, в отличие от США,