1. Мы, руководители стран – участниц «Группы двадцати»,
собрались на свою первую встречу в Вашингтоне 15 ноября 2008 года, в период,
когда мировая экономика и финансовые рынки сталкиваются с серьёзными вызовами.
Мы исполнены решимости наращивать своё сотрудничество и работать сообща в целях
возобновления глобального роста и проведения реформ, в которых нуждаются мировые
финансовые системы.
2. В последние месяцы наши страны в срочном порядке
осуществляют исключительные меры для поддержки глобальной экономики и
стабилизации финансовых рынков. Эти усилия должны быть продолжены. В то же время
мы должны заложить основу для реформы, чтобы не допустить в будущем повторения
глобального кризиса, подобного нынешнему. В своей работе мы будем
руководствоваться совместным пониманием того, что рыночные принципы, открытые
торговый и инвестиционный режимы, а также эффективное регулирование финансовых
рынков способствуют динамизму, инновациям и предпринимательству, без которых
невозможно обеспечить экономический рост, занятость и снижение уровня
бедности.
Коренные причины нынешнего
кризиса
3. В существовавших ранее в текущем десятилетии условиях
быстрого глобального роста, увеличивавшихся потоков капитала и длительной
стабильности участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не
учитывали должным образом имеющихся рисков и действовали без надлежащего
предварительного анализа. В то же время такие факторы, как слабые нормы в
отношении гарантий, непродуманные методы управления рисками, растущая сложность
и непрозрачность финансовых продуктов и вытекающее из этого чрезмерное
использование кредитов для биржевой игры, в своей совокупности привели к
появлению в этой системе уязвимых мест. Политики, а также регулирующие и
контрольные инстанции в ряде развитых стран должным образом не учитывали и не
боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с
финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер
регулирования, осуществляемых на национальном уровне.
4. К числу ключевых факторов, лежащих в основе сложившейся
ситуации, относятся, в частности, непоследовательная и недостаточно
скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные
реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам.
Сочетание этих обстоятельств породило эксцессы и в конечном итоге привело к
глубоким потрясениям на рынке.
Принятые меры и меры, которые
предстоит принять
5. В предшествующий период нами были приняты решительные и
значительные меры по стимулированию наших экономик, обеспечению ликвидности,
укреплению капитала финансовых организаций, защите сбережений и вкладов,
устранению изъянов в сфере регулирования, «размораживанию» кредитных рынков, и
сейчас мы работаем над тем, чтобы обеспечить способность международных
финансовых организаций оказывать критически необходимую поддержку глобальной
экономике.
6. Но необходимо сделать ещё больше для стабилизации
финансовых рынков и поддержания экономического роста. Темпы развития крупных
экономик существенно замедляются, и перспективы глобальной экономики ухудшились.
Многие страны с развивающейся рыночной экономикой, которые в текущем десятилетии
способствовали поддержанию устойчивости мировой экономики, всё ещё демонстрируют
неплохой рост, но при этом во всё большей степени испытывают на себе негативное
воздействие замедления глобальных темпов развития.
7. В свете этого ухудшающегося состояния мировой экономики
мы пришли к согласию о необходимости более широкой стратегии реагирования,
основанной на более тесном макроэкономическом сотрудничестве, для возобновления
роста, недопущения расползания негативных явлений и для оказания поддержки
странам с развивающейся рыночной экономикой и развивающимся странам. В качестве
первоочередных шагов для решения этих задач, равно как и для нейтрализации более
долгосрочных вызовов, мы будем:
продолжать действовать энергично и принимать любые
необходимые дальнейшие меры для стабилизации финансовой системы;
признавать важность поддерживающей денежно-кредитной
политики с учётом национальных условий;
применять, насколько это необходимо, меры в области
налогообложения с целью быстрого стимулирования внутреннего спроса, сохраняя при
этом стратегические рамки, способствующие стабильности в налогово-бюджетной
сфере;
способствовать в нынешних трудных финансовых условиях
получению странами с развивающейся рыночной экономикой и развивающимися странами
доступа к финансовым средствам, в том числе посредством поддержки с обеспечением
ликвидности и программ помощи. Мы подчёркиваем важность роли Международного
валютного фонда (МВФ) в кризисном реагировании, приветствуем созданный им
механизм краткосрочного обеспечения ликвидных средств и настоятельно призываем к
проведению им в текущем порядке пересмотра имеющихся у него инструментов и
механизмов в целях обеспечения гибкости;
рекомендовать Всемирному банку и другим многосторонним
банкам развития (МБР) использовать все свои возможности в порядке осуществления
своих программ развития, и мы приветствуем недавнее создание Всемирным банком
новых механизмов в области финансирования инфраструктуры и торговли;
обеспечивать, чтобы в распоряжении МВФ, Всемирного банка и
других МБР имелись достаточные ресурсы, позволяющие им играть свою роль в
преодолении кризиса.
Общие принципы реформирования
финансовых рынков
9. Мы заявляем о своей приверженности проведению политики,
соответствующей следующим общим принципам проведения реформ: