1. Мы, руководители стран – участниц «Группы двадцати»,
собрались на свою первую встречу в Вашингтоне 15 ноября 2008 года, в период,
когда мировая экономика и финансовые рынки сталкиваются с серьёзными вызовами.
Мы исполнены решимости наращивать своё сотрудничество и работать сообща в целях
возобновления глобального роста и проведения реформ, в которых нуждаются мировые
финансовые системы.
2. В последние месяцы наши страны в срочном порядке
осуществляют исключительные меры для поддержки глобальной экономики и
стабилизации финансовых рынков. Эти усилия должны быть продолжены. В то же время
мы должны заложить основу для реформы, чтобы не допустить в будущем повторения
глобального кризиса, подобного нынешнему. В своей работе мы будем
руководствоваться совместным пониманием того, что рыночные принципы, открытые
торговый и инвестиционный режимы, а также эффективное регулирование финансовых
рынков способствуют динамизму, инновациям и предпринимательству, без которых
невозможно обеспечить экономический рост, занятость и снижение уровня
бедности.
Коренные причины нынешнего
кризиса
3. В существовавших ранее в текущем десятилетии условиях
быстрого глобального роста, увеличивавшихся потоков капитала и длительной
стабильности участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не
учитывали должным образом имеющихся рисков и действовали без надлежащего
предварительного анализа. В то же время такие факторы, как слабые нормы в
отношении гарантий, непродуманные методы управления рисками, растущая сложность
и непрозрачность финансовых продуктов и вытекающее из этого чрезмерное
использование кредитов для биржевой игры, в своей совокупности привели к
появлению в этой системе уязвимых мест. Политики, а также регулирующие и
контрольные инстанции в ряде развитых стран должным образом не учитывали и не
боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с
финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер
регулирования, осуществляемых на национальном уровне.
4. К числу ключевых факторов, лежащих в основе сложившейся
ситуации, относятся, в частности, непоследовательная и недостаточно
скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные
реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам.
Сочетание этих обстоятельств породило эксцессы и в конечном итоге привело к
глубоким потрясениям на рынке.
Принятые меры и меры, которые
предстоит принять
5. В предшествующий период нами были приняты решительные и
значительные меры по стимулированию наших экономик, обеспечению ликвидности,
укреплению капитала финансовых организаций, защите сбережений и вкладов,
устранению изъянов в сфере регулирования, «размораживанию» кредитных рынков, и
сейчас мы работаем над тем, чтобы обеспечить способность международных
финансовых организаций оказывать критически необходимую поддержку глобальной
экономике.
6. Но необходимо сделать ещё больше для стабилизации
финансовых рынков и поддержания экономического роста. Темпы развития крупных
экономик существенно замедляются, и перспективы глобальной экономики ухудшились.
Многие страны с развивающейся рыночной экономикой, которые в текущем десятилетии
способствовали поддержанию устойчивости мировой экономики, всё ещё демонстрируют
неплохой рост, но при этом во всё большей степени испытывают на себе негативное
воздействие замедления глобальных темпов развития.
7. В свете этого ухудшающегося состояния мировой экономики
мы пришли к согласию о необходимости более широкой стратегии реагирования,
основанной на более тесном макроэкономическом сотрудничестве, для возобновления
роста, недопущения расползания негативных явлений и для оказания поддержки
странам с развивающейся рыночной экономикой и развивающимся странам. В качестве
первоочередных шагов для решения этих задач, равно как и для нейтрализации более
долгосрочных вызовов, мы будем:
продолжать действовать энергично и принимать любые
необходимые дальнейшие меры для стабилизации финансовой системы;
признавать важность поддерживающей денежно-кредитной
политики с учётом национальных условий;
применять, насколько это необходимо, меры в области
налогообложения с целью быстрого стимулирования внутреннего спроса, сохраняя при
этом стратегические рамки, способствующие стабильности в налогово-бюджетной
сфере;
способствовать в нынешних трудных финансовых условиях
получению странами с развивающейся рыночной экономикой и развивающимися странами
доступа к финансовым средствам, в том числе посредством поддержки с обеспечением
ликвидности и программ помощи. Мы подчёркиваем важность роли Международного
валютного фонда (МВФ) в кризисном реагировании, приветствуем созданный им
механизм краткосрочного обеспечения ликвидных средств и настоятельно призываем к
проведению им в текущем порядке пересмотра имеющихся у него инструментов и
механизмов в целях обеспечения гибкости;
рекомендовать Всемирному банку и другим многосторонним
банкам развития (МБР) использовать все свои возможности в порядке осуществления
своих программ развития, и мы приветствуем недавнее создание Всемирным банком
новых механизмов в области финансирования инфраструктуры и торговли;
обеспечивать, чтобы в распоряжении МВФ, Всемирного банка и
других МБР имелись достаточные ресурсы, позволяющие им играть свою роль в
преодолении кризиса.
Общие принципы реформирования
финансовых рынков
8. В дополнение к вышеизложенным мерам мы будем осуществлять
реформы, укрепляющие финансовые рынки и режимы регулирования, с целью избежать
кризисов в будущем. Ответственность за регулирование лежит в первую очередь на
национальных регулирующих инстанциях, представляющих собой «первую линию
обороны» в борьбе с нестабильностью рынка. Однако наши финансовые рынки по своим
масштабам глобальны, и поэтому требуется усилить международное сотрудничество
между регулирующими инстанциями и там, где это необходимо, укрепить
международные нормы и последовательно их осуществлять в целях защиты от
негативных трансграничных, региональных и глобальных явлений, подрывающих
международную финансовую стабильность. Регулирующие инстанции должны обеспечить,
чтобы их действия способствовали укреплению рыночной дисциплины, не приводили к
потенциально негативным последствиям для других стран, включая использование
различий в нормативной базе в свою пользу, и должны поддерживать
конкуренцию, динамизм и новаторство на рынке. Финансовые организации должны
также нести свою долю ответственности за нынешние неурядицы и внести свой вклад
в их преодоление, в том числе путём признания убытков, раскрытия информации и
совершенствования применяемых ими методов управления и снижения рисков.
9. Мы заявляем о своей приверженности проведению политики,
соответствующей следующим общим принципам проведения реформ:
Повышение транспарентности и
подотчётности. Мы будем повышать транспарентность финансовых рынков, в
том числе способствуя большему раскрытию информации о сложных финансовых
продуктах и обеспечения полного раскрытия компаниями точных сведений об их
финансовых условиях. Стимулы должны вырабатываться таким образом, чтобы не
допускать чрезмерно высоких рисков.
Укрепление качественного
регулирования. Мы обязуемся укреплять свои режимы регулирования,
тщательный контроль и управление рисками, а также обеспечивать, чтобы все
финансовые рынки, продукты и участники рынка подпадали под действие норм
регулирования или контроля с учётом их специфики. Мы будем осуществлять строгий
контроль над рейтинговыми агентствами в области кредитования в соответствии с
согласованным и усиленным кодексом поведения в этой сфере. Мы также повысим
эффективность режимов регулирования на всём протяжении экономического цикла,
обеспечивая при этом, чтобы такое регулирование было действенным, не душило
инновации и способствовало расширению торговли финансовыми продуктами и
услугами. Мы привержены проведению транспарентной оценки наших национальных
систем регулирования.
Обеспечение согласованности
финансовых рынков. Мы обязуемся отстаивать целостность мировых финансовых
рынков путём усиления защиты инвесторов и потребителей, недопущения конфликтов
интересов, предупреждения незаконных рыночных махинаций, мошенничества и
злоупотреблений, а также принимая меры по защите от незаконных финансовых
рисков, порождаемых отсутствием сотрудничества между юрисдикциями. Мы будем
также спос