Текущий глобальный экономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовой системы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учета.
Мировые финансовые институты регулирования не отреагировали на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации последствий кризисных явлений и рычагов влияния на стратегии участников рынка, мир столкнулся с серьезными экономическими потрясениями и – как результат – с ростом глобальной социальной нестабильности.
Для значительной части человечества еще сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой подъем последних лет практически не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения.
Россия исходит из того, что в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остается нерешенной задачей как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.
Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Мы должны действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.
На предстоящем Лондонском саммите нам необходимо достичь согласия по основным параметрам новой мировой финансовой системы. В этой связи предлагаем по итогам Лондонского саммита созвать международную конференцию, по результатам которой будут согласованы основные параметры мировой финансовой архитектуры и приняты международные конвенционные соглашения в отношении нового мирового финансового порядка.
Новая международная архитектура финансовых отношений, по нашему мнению, должна строиться на принципах:
- совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;
- демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;
- достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации;
- прозрачности деятельности всех участников;
- справедливого распределения рисков.
Реформирование мировой финансовой системы регулирования должно идти по следующим основным направлениям.
1). Повышение легитимности и результативности международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе в целях обеспечения совместности и совместимости экономических стратегий отдельных государств.
Эффективной система коллективных решений может стать лишь тогда, когда она станет легитимной, то есть будет отражать интересы широкого круга участников. Поэтому основные цели и принципы реформ должны определяться с учетом мнения всех ключевых экономик мира – развитых и развивающихся.
На смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров. Но чтобы новый многополярный мир не стал непредсказуемым, необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений. Поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов.
2). Укрепление устойчивости мировой финансовой системы путем развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров.
Необходимо учитывать, что большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах и хотели бы быть уверены в их надежности. В свою очередь, эмитенты резервных и расчетных валют объективно заинтересованы в том, чтобы их денежные знаки пользовались спросом и доверием у других государств. Очевиден взаимный интерес и взаимная зависимость. Поэтому принципиально важна большая открытость в проведении кредитно-денежной политики стран-эмитентов резервных валют. Эти страны должны принять на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины.
3). Формирование современной системы управления рисками, адекватной степени развития финансовых технологий.
Участники рынка должны иметь возможности для адекватной оценки своих контрагентов, новых нерегулируемых рынков и финансовых инструментов, для чего необходим постоянный мониторинг ситуации и укрепление наднационального и национального регулирования и надзора за финансовым сектором.
4). Формирование системы стимулов к рациональному поведению участников финансовых рынков, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей.
В этом контексте мы поддерживаем ряд предложений и инициатив, обсуждающихся в рабочих группах, созданных для выполнения Вашингтонского плана действий.
Мы поддерживаем решение Вашингтонского саммита о необходимости воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и экономическому эгоизму.
Мы поддерживаем идею взаимодействия МВФ и ФФС в вопросах раннего предупреждения кризисов и идентификации и смягчения системных рисков и уязвимых мест. Считаем, что исследования этих организаций в отношении имеющихся слабых мест и рисков должны быть объединены в совместный доклад, который будет выходить на регулярной основе, обсуждаться на заседании МВФК или «Группы-20» и затем публиковаться. Приветствуем намерение МВФ пересмотреть Программу оценки финансового сектора (FSAP) с целью включения анализа в рамках FSAP в механизм надзорной практики МВФ и консультаций по статье 4 Устава Фонда. Считаем принципиально важным четко определить возможный порядок использования «карты финансовых рисков» и «глобального кредитного реестра», которые в определенных обстоятельствах сами по себе способны вызвать кризисные явления.
По вопросам адекватности и достаточности капитала финансовых институтов мы поддерживаем линию на увеличение общих требований к капиталу. При этом особое внимание следует уделять его структуре и оценке образующих его элементов. Повышение требований к капиталу должно учитывать защиту конкурентоспособности национальных финансовых институтов и не усугублять сегодняшние проблемы с кредитованием.
В целом поддерживаем направленность на поиск решений, уменьшающих различия в регулировании существующих секторов финансового рынка. Целесообразно больше внимания уделить возможностям формирования моделей регулирования, построенных не по принципу деления или объединения видов деятельности, а по принципу регулирования рисков финансового рынка, в частности рисков финансовой устойчивости и недобросовестной деятельности. Дополнительное внимание следует уделить тем институтам и инструментам, которые не входят в сферу регулирования.
Существенным вопросом является проблематика вознаграждений (компенсаций) в финансовом секторе. Поддерживаем распространение «лучшей практики» корпоративного управления на финансовые институты. Важно повысить ответственность менеджмента публичных компаний перед своими акционерами, жестко обуславливать подбор руководителей финансовых организаций критериями профессиональной компетенции и опытом управления рисками. Системы оплаты труда должны стимулировать оценку рисков и ориентировать на достижение стабильных положительных результатов.
Предложения России
1. Регулирование макроэкономической и бюджетной политики
Необходимо разработать и принять международно признанные стандарты в области макроэкономической