Страница 3 из 3:
← предыдущая следующая→
1 2 3
са.
В целях преодоления текущего кризиса необходимо значительно увеличить ресурсы МВФ. Полагаем, что сумма доступных Фонду средств должна быть достаточна для обеспечения выполнения им функции кредитора. Считаем также необходимым разработать новые кредитные механизмы, использование которых позволило бы оказывать содействие странам, сталкивающимся с финансовыми проблемами.
В краткосрочной перспективе МВФ должен завершить проводимую реформу квот и голосов, имея в виду перераспределение голосов и квот в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся государств. Исходя из результатов первого этапа реформы, завершенного в апреле 2008 г., поставленные цели пока не достигнуты. В этой связи мы полагаем целесообразным аннулировать пакет решений по реформе квот и голосов, согласованный в апреле 2008 года и продолжить работу в рамках МВФ с тем, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, в большей степени отражающий существующую расстановку сил в мировой экономике. Формула расчета квот МВФ также должна быть изменена с целью соответствующего отражения в ней экономического веса стран-членов.
Кроме того, считали бы целесообразным создание региональных фондов и механизмов финансирования экономического развития и преодоления кризисов, капитал которых формировался бы за счет средств стран того или иного региона. За счет этих фондов осуществлялось бы предоставление средств на заемной основе с возможным привлечением софинансирования МВФ, Всемирного банка, региональных банков развития. Примером такого регионального механизма может являться Антикризисный фонд ЕврАзЭС, учреждение которого осуществляется в настоящее время.
Считаем важным решить вопрос о расширении состава участников Форума финансовой стабильности (ФФС) до саммита 2 апреля. Это будет свидетельствовать о приверженности стран «Группы 20» своим обязательствам, принятым в ноябре прошлого года в Вашингтоне. ФФС, под эгидой которого в настоящее время действуют отдельные национальные и международные регулирующие и надзорные органы, мог бы стать основным институтом по вопросам целостности и прозрачности финансовых рынков. Отсутствие в его составе России и системообразующих стран с формирующимися рынками препятствует обсуждению тем, связанных с учреждением надзорных коллегий, формированием системы раннего предупреждения кризисов, идентификации и смягчения системных рисков, а также сближению подходов к регулированию стандартов бухгалтерского учета, аудита, страхования вкладов, процедуры банкротства и т.д.
Считаем возможным также рассмотреть вопрос о целесообразности привлечения различных наднациональных структур, не связанных с МВФ, к реализации следующих функций:
- мониторинг и формирование системы раннего предупреждения кризисов на основе постоянно обновляемой оценки системных рисков;
- глобальный кредитор последней инстанции;
- мониторинг реализации международного соглашения «SURF»;
- эмитент глобальной резервной валюты.
Предложения о реформировании международной валютной системы и международных финансовых организаций требуют подробного обсуждения и анализа, возможно, в рамках МВФ.
Для наилучшего экспертного сопровождения этого процесса полагаем целесообразным вернуться к обсуждению создания международной комиссии авторитетных независимых экспертов («финансовых гуру»).
6. Финансирование развития
Считаем принципиально важным сохранить наметившиеся за последние годы поступательные тенденции в финансировании развития, обеспечить поддержку развивающихся стран, подавляющее большинство которых стали жертвами разразившегося кризиса, и не допустить повторения ситуации начала 90-х годов предыдущего столетия, когда вслед за рецессией в мировой экономике произошло значительное (более чем 20-процентное) сокращение объема предоставляемой помощи. Полагаем необходимым, чтобы страны-доноры, международные организации, государства-партнеры совместными усилиями предотвратили ситуацию, когда финансовый кризис может спровоцировать и повлечь за собой кризис в сфере помощи. При этом считаем целесообразным в условиях кризиса сконцентрироваться на поддержке наиболее бедных и уязвимых слоев населения в развивающихся странах, а также финансировании инфраструктурных проектов, создающих основу для экономического роста и одновременно обеспечивающих решение проблемы занятости.
7. Финансовая грамотность населения
Среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе, а также повысить уровень защиты прав потребителей полагаем целесообразным разработать и запустить не только на национальной, но и на международной основе специальные программы повышения финансовой грамотности населения.
8. Концепция энергоэффективного роста
Решения, которые мы примем на Лондонском саммите, должны быть не только адекватны текущей ситуации, но и учитывать потребности нового, посткризисного мира.
На этапе выхода из кризиса глобальная экономика может, в частности, столкнуться с нехваткой энергетических ресурсов, оказаться под угрозой «обесточивания» будущего роста. С одной стороны, сократятся инвестиции в энергосбережение и альтернативные источники энергии, а с другой – уменьшатся вложения в нефтедобычу, и последует ее неизбежный спад, что, в конечном счете, обернется очередным неуправляемым ростом цен на этапе подъема экономики.
Вместе с тем, текущий кризис может сделать обеспечение глобальной энергетической безопасности источником будущего роста.
Поэтому, не умаляя значения задачи низкоуглеродного развития, мы, в то же время считаем, что в посткризисный период акцент должен быть поставлен на концепции энергоэффективного роста.
Составными частями концепции должны стать:
- энергосбережение;
- снижение ценовой волатильности на основе обеспечения доверия и взаимозависимости между производителями, потребителями и транзитерами энергоресурсов;
- повышение роли ядерной и современной возобновляемой энергетики;
- разработка новых энергетических технологий.