ВОПРОС: Были ли сегодня приняты решения по новой мировой финансовой архитектуре и насколько эти решения справедливы, с Вашей точки зрения, учитывая, например, и то, что, насколько я понял, сегодня о глобальной резервной валюте речь так и не зашла?
Д.МЕДВЕДЕВ: Во-первых, я хотел бы всё-таки, если говорить серьёзно, начать с благодарности английской стороне. Они провели очень большую работу, лично Гордон Браун как Премьер-министр Великобритании, потому что организовать такого рода саммит, где представлены крупнейшие экономики – и не «восьмёрка», а «двадцатка» плюс международные организации, – это непростое дело. Тем более что он посвящён не каким-то глобальным, но общим вопросам, он посвящён самым острым, самым актуальным вопросам, а именно кризису. Поэтому я хотел бы отметить и высокую организацию работы, и блестящую подготовку, которая была проведена правительством Великобритании.
Если же говорить о результатах, то это результат коллективной работы, а не только деятельности одного государства или нескольких государств. И надо сказать откровенно и прямо: я считаю, что государства проявили весьма ответственный подход. Я даже больше скажу. Если первый саммит в Вашингтоне всё-таки был в известной мере ознакомительный, хотя и явился прямой реакцией мирового сообщества на глобальный финансовый кризис, некоторые вещи, которые мы там обсуждали, действительно носили весьма общий характер, и в конечном счёте декларация, которая была принята, означала лишь набор тем и согласие действовать по определённым принципам, то сейчас всё по-другому: та декларация, или, вернее говоря, коммюнике, которое только что принято, содержит вполне конкретный набор тем и вполне конкретный набор решений, касающихся преодоления глобального финансового и экономического кризиса.
И в этом смысле, я полагаю, та работа, которая была проведена, увенчалась результатом. Это шаг вперёд, шаг в правильном направлении. Конечно, мы не могли решить всех вопросов, да такая цель и не стояла, но мы посмотрели на ситуацию уже глазами 2009 года, мы посмотрели на ситуацию в развитии. И все те решения, которые были приняты и по финансовой поддержке, и по стабилизации на рынках наших стран, и по протекционизму, и по ответственности государств за их макроэкономическую политику, и по судьбе финансовых институтов, – это всё абсолютно конкретные серьёзные решения, адресованные в будущее.
Это не значит, что эти решения во всём являются решениями прямого действия, хотя среди них есть и такие, но это означает, что в ходе дальнейшей работы, которая будет продолжена, могут быть подготовлены уже и международные соглашения на эту тему.
Отвечая на последнюю часть Вашего вопроса о «наднациональной валюте», «супервалюте», «международной резервной валюте», я хотел бы сказать, что эта тема действительно не самая простая, и уж точно никто не рассчитывал, что сегодня мы будем принимать решения по ней. Задача сейчас заключается в том, чтобы наши национальные валюты чувствовали себя нормально. Задача заключается в том, чтобы международные резервные валюты также были предсказуемы. Но это не означает, что нас устраивает в целом ситуация с национальными резервными валютами. Это означает, что мы должны подвергнуть эту ситуацию самому серьёзному анализу. И сегодня в принципе это было сделано. Я хотел бы отметить, что даже в параграф 12-й коммюнике внесена соответствующая позиция: о том, что мы предпримем все усилия для того, чтобы проводить сбалансированную монетарную политику, финансово-кредитную политику. Что предполагает и подразумевает, потому что это было сделано с подачи российской делегации, что мы вернёмся к этому вопросу, обсуждая его как на уровне Международного валютного фонда, так и в рамках «большой двадцатки». Такая работа будет продолжена.
ВОПРОС: Не задать этот вопрос было бы преступлением. Вы встретились с Президентом США Бараком Обамой. Вам удалось взглянуть ему в глаза. Вы там что-нибудь увидели?
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Хорошо, что мы всегда действуем уже в заранее согласованных рамках насчёт глаз и всего остального.
Вы знаете, я действительно рад тому, что познакомился с Президентом Соединённых Штатов. Это была хорошая встреча. И мне показалось, что нам удалось найти контакт. Конечно, это ещё самая первая встреча. Впереди Москва – уже тот визит, который состоится летом этого года. Но то, что мы на многие вопросы смотрим одинаково, это я могу сказать абсолютно точно.
При этом, конечно, сохраняются те расхождения, о которых хорошо известно. Я не могу сказать, что мы сильно продвинулись по наиболее сложным вопросам. Но этого и не ожидалось. Главное, и мне это хотелось бы специально сказать, что Президент Соединённых Штатов Америки умеет слушать и умеет давать точные ответы на вполне конкретно сформулированные вопросы. Я думаю, что это очень ценный опыт для любого руководителя, тем более для руководителя такого государства, как Соединённые Штаты Америки.
Поживём – увидим. Я, во всяком случае, буду ожидать в гости своего американского коллегу. Уверен, что эта встреча будет и интересной, и продуктивной, тем более что планы неплохие. Вы знаете о них: это и подготовка рамочного пока варианта соглашения по ограничению стратегических наступательных вооружений и некоторые другие вещи. Так что поживём – увидим. Я этой встречей доволен.
ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич, в коммюнике саммита записано, что страны «двадцатки» потратят до конца следующего года пять триллионов долларов на развитие своих экономик. Не могли бы Вы сказать, как эта цифра была выработана, каким Вы видите вклад России в эту цифру и, вообще, давал ли кто-то конкретные обещания по цифрам?
Д.МЕДВЕДЕВ: Если Вы успели ознакомиться с коммюнике, его текст ещё совсем недавно дорабатывался, там действительно говорится о финансовой поддержке различных государств и о мерах, которые будут предприняты на уровне международных финансовых институтов. В общей сумме такие программы определены действительно в размере пяти триллионов, но это подсчёт, который был осуществлён экспертами, и он, конечно, включает в себя самые различные национальные программы, которые существуют во всех странах, в том числе в Соединённых Штатах Америки, в Евросоюзе, естественно, в Китайской Народной Республике, у нас в стране. Это совокупная оценка, которая, конечно, распадается на поддержку собственно банковской системы, поддержку национальных предприятий – того, что называется реальным сектором, и это те программы, которые уже реализуются.
Если же говорить о том объёме помощи, который был сегодня зафиксирован по линии международных финансовых организаций – прежде всего МВФ и Мирового банка, – то такого рода объём помощи составляет 1 триллион 100 миллиардов долларов и распадается тоже на несколько составляющих. Он включает в себя и прямую помощь, о которой договорились государства, он включает в себя и помощь в виде так называемых специальных прав заимствования, SDR, и некоторые другие формы поддержки. Но, естественно, параметры предоставления этой помощи, механизм предоставления ещё будут определяться. Тем более что это очень большие деньги, и, конечно, мы бы хотели, чтобы прежде, чем такого рода помощь распределялась, и сам Международный валютный фонд всё-таки изменил ряд своих характерных черт – чтобы он стал немножко другим, чтобы изменились его функции, поменялся порядок принятия решений. Но тем не менее договорённость о такой помощи была действительно сегодня достигнута.
Что касается нашего вклада. Мы свою позицию на эту тему уже давно сформулировали. Наша позиция заключается в том, что мы будем предоставлять помощь в тех размерах, которые, естественно, ещё подлежат окончательному согласованию, но значител