Страница 2 из 3:
← предыдущая следующая→
1 2 3
ьная часть этой помощи, уже сегодня мы можем сказать, пойдёт по линии так называемого антикризисного фонда стран ЕврАзЭС, который, как вы знаете, сейчас создаётся, и общий объём этого фонда определён в 10 миллиардов долларов, а также по линии наших двусторонних соглашений с государствами, с которыми мы состоим в таких контактах. С государствами, которые имеют кредитные линии от Российской Федерации и которые сегодня нуждаются в поддержке ввиду довольно сложного положения в их экономиках. Это, как правило, соседние государства. Мы исходим из того, что такого рода помощь будет засчитываться в общий объём той поддержки, которая оказывается по линии всего международного сообщества. Вот сегодня ситуация такова.
ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич, при предыдущем Президенте США во многом проблемы в российско-американских отношениях сглаживались именно благодаря хорошим личным отношениям между лидерами. За те полтора часа, которые у Вас были на общение с Президентом Обамой, установились ли у Вас хорошие личные отношения? И в дополнение к этому вопросу. Мало было сказано о противоракетной обороне: может быть, Вы видите какие-то подвижки в этом вопросе?
Д.МЕДВЕДЕВ: Насчёт хороших отношений – мне бы хотелось на это рассчитывать. Конечно, личные отношения между лидерами государств имеют довольно серьёзное значение – это правда, здесь нечего скрывать. Но это ещё не всё. Можно иметь превосходные личные отношения и весьма тяжёлые государственные отношения. И мы знаем, как это происходило иногда и даже в недавней истории.
Но тем не менее хорошие личные отношения являются очень благоприятным фоном для того, чтобы развивать межгосударственные отношения. Мне понравилась беседа, которая была у меня с Президентом Соединённых Штатов Америки. Беседовать с ним легко. Ещё раз повторяю: он умеет слушать и умеет давать полноценный развёрнутый ответ, причём откровенный ответ, на самые сложные вопросы. Потому что мы обсудили всё, включая те вопросы, по которым мы действительно с Соединёнными Штатами довольно резко расходимся. Мы говорили и о противоракетной обороне, говорили о расширении НАТО, говорили о событиях августа прошлого года. Откровенно говорили. Я рассказал Президенту о том, что предшествовало всем этим событиям. Не знаю уж, насколько для него эта информация была новой, но надеюсь, что кое-что всё-таки ему тоже запомнилось.
Так что я считаю, что начало такого рода отношений хорошее, благоприятное.
Что же касается темы ПРО, то, конечно, это одна из самых сложных тем. Мы касались и этой темы и договорились, что разговоры на эту тему, контакты, обсуждения этой темы будут продолжены. Во всяком случае (я об этом говорил уже после первого разговора с Президентом Соединённых Штатов Америки Бараком Обамой ещё по телефону), мне как минимум показалось, что наши партнёры по этому вопросу не занимают примитивной позиции, а готовы обсуждать различные варианты. И это уже важно. Потому что до этого мы слышали совершенно другое: какая разница, там какие-то жалкие несколько десятков ракет, мы всё уже решили, хотите – приезжайте посмотрите, что там будет делаться, может быть, если вас ещё туда пустят, а так всё уже, вопрос закрыт.
Сегодня совершенно другая манера изложения вопроса, совершенно другой подход к обсуждению этой темы – вот это меня весьма и весьма устраивает.
ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич, все участники саммита согласились с тем, что нужно быть более открытыми, что нужно раскрывать информацию о собственниках компаний, о сделках, о слияниях и поглощениях, в том числе о бонусах и премиях, которые выплачиваются руководству компаний. В Америке уже принята инициатива о налогообложении бонусов. Может быть, в России подумать о том, чтобы ввести законодательные ограничения на премии и бонусы компаниям, получившим государственную поддержку?
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, я считаю, что это абсолютно правильная тема, и мы в нашем коммюнике действительно зафиксировали, что в соответствии с теми финансовыми стандартами, которые сегодня приняты, за этими параметрами необходимо следить. Что было сделано в Соединённых Штатах Америки, в некоторых европейских странах, и я считаю это абсолютно справедливым. В период кризиса, когда тяжело всем, прежде всего нашим людям, которые имеют совершенно обычные доходы, не время выплачивать бонусы в таких завышенных размерах.
Мы знаем, какие вознаграждения, какие премии выплачивались за границей. Что, собственно говоря, в известной мере привело к тяжёлой кончине некоторых финансово-кредитных учреждений. У нас тоже есть примеры весьма высоких вознаграждений. Это, конечно, дело компании, но, если компания получает поддержку от государства или если компания является государственной, с точки зрения собственника, то есть компания принадлежит государству полностью или в значительной части, я считаю, что наши уважаемые менеджеры, руководители этих компаний, должны самоограничиться. Даже если они уже приняли решение о выплате себе высоких компенсаций, можно это решение поменять. И я после возвращения в Россию обязательно такие рекомендации Правительству и, соответственно, государственным компаниям, компаниям с госучастием и компаниям, которые получают соответствующие формы поддержки от государства, обязательно выдам. Нужно вести себя прилично в такой ситуации.
ВОПРОС: К саммиту «двадцатки» все задавали вопрос: те решения, которые здесь приняты, это начало конца кризиса или это очередной этап подготовки, развития чего-то. Чего ждать людям? Это начало конца кризиса или нет?
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, мне бы хотелось сказать, что это перелом, но, как ответственный человек, я так говорить не буду.
Потому что – мы об этом говорили неоднократно, и я ещё раз вынужден об этом сказать – закономерностей развития этого кризиса пока не знает никто. Тем не менее ряд тенденций в финансовой сфере, в сфере производства, которые существуют в большинстве стран, показывают, что мы не только катимся вниз, под уклон, но и по каким-то моментам всё-таки наступают элементы стабилизации. Это пока не затрагивает экономики в целом, не отражается, к сожалению, на показателях жизни, на уровне доходов. Но где-то всё-таки по отдельным узлам происходит стабилизация. Если это так, значит, у нас есть шансы в какой-то момент всё-таки уже принять целую совокупность решений, которые помогут нам выйти из этого крутого пике кризиса.
Я не возьмусь, конечно, сегодня сказать, что после сегодняшних решений ситуация радикально поменяется. Сегодня во многом мы залатываем бреши, которые возникли в финансово-кредитной системе и в мировой экономике в целом ещё три, четыре, пять лет назад. Но не надо было, собственно, экономики перегревать до такой степени, что в конечном счёте это привело в известной степени просто к остановке финансовой жизни и, самое печальное, к утрате доверия и к падению уровня жизни миллионов и миллионов людей.
Поэтому и выход из этого кризиса скорее всего будет более продолжительным, чем нам бы того хотелось. Но то, что мы сегодня встретились и обсудили эти вопросы, обсудили в абсолютно конкретном ключе, – это очень неплохо. И ещё одна вещь, которую сегодня отмечали все участники: двадцать – двадцать пять лет назад невозможно было себе представить ситуацию, когда столь разные государства, со столь разными экономиками, разными ментальностями, историческими традициями, сели бы за один стол и смогли договориться в такой тяжёлой ситуации о том, как действовать. Причём достаточно быстро договориться. Сегодня вспоминали уроки Великой депрессии – ведь всё началось в двадцатые годы, а договорённости возникли в конце Второй мировой войны. Для того чтобы осознать, что депрессия влияет на все мировые экономики, да и тем более, как вы знаете, ряд государств не участвовали в этих обсуждениях, потребовалось 15 лет и одна война, очень серьёзная.
Та скорость, с которой мы действуем, как минимум наводит меня на мысль о том, что многие из решений, которые мы принимаем, будут достаточно эффективными.
ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич, насколько нам известно, Вы сегодня упоминали о проблеме протекционизма на саммите и даже говорили, что Россия готова отказаться от таких мер. О чём идёт речь: о мерах, которые уже приняты, мы откажемся от дальнейшего введения каких-либо заградительных пошлин или мы будем смотреть на то, как остальные страны ведут себя по этому вопросу?
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, протекционизм – тема тяжёлая, потому что почти все страны клянутся в приверженности делу борьбы с протекционизмом, отказываются от протекционизма, а де-факто всё равно принимают защитные меры. И мотивы принятия этих решений довольно легко объяснить, потому как, когда возникают проблемы на конкретных предприятиях, в конкретных коллективах, большинство руководителей стран, большинство руководителей правительств делает выбор в пользу национальных интересов. Но в целом протекционизм – это вредная для мировой экономики штука. Это все прекрасно понимают. Поэтому по протекционизму были сделаны специальные заявления в рамках того коммюнике, которое мы приняли.
Что это означает? Это означает, что мы, конечно, должны воздерживаться от принятия примитивных защитных мер, которые блокируют торговую деятельность и блокируют работу на рынках. Мы должны внимательным образом отнестись к тем мерам, которые уже приняты. Если эти меры, это касается всех и России в том числе, покажут, что они не эффективны, тогда от таких мер следует отказываться. Но в некоторых случаях, и мы об этом открыто говорили, и я об этом говорил своим коллегам, нам нужно ещё убедиться, что такие меры не действуют или, наоборот, наносят вред интересам иностранных производителей, иностран